УТВЕРЖДАЮ
Заместитель Министра образования
Республики Беларусь
______________Р. С. Сидоренко
«24» июля 2018 г.


 

ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
«ОБ ОРГАНИЗАЦИИ В 2018/2019 УЧЕБНОМ ГОДУ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА УРОВНЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА УРОВНЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ЛИЦ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ»

 

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Основными направлениями деятельности учреждений образования, реализующих образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью (далее – учреждения образования), в 2018/2019 учебном году являются:
реализация государственных гарантий прав в сфере образования лиц с особенностями психофизического развития (далее – ОПФР), соблюдение законодательства об образовании;
совершенствование системы выявления и учета лиц с ОПФР;
создание безопасной, здоровьесберегающей, психологически и эмоционально комфортной и адаптивной среды для воспитанников;
системная и последовательная работа по формированию инклюзивной культуры всех участников образовательного процесса;
обеспечение качественного межведомственного взаимодействия с территориальными организациями по совершенствованию медико-психолого-педагогического сопровождения воспитанников с ОПФР.

НОРМАТИВНОЕ ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Нормативные правовые акты, регулирующие вопросы организации образовательного процесса для детей дошкольного возраста, размещены на интернет-портале Министерства образования Республики Беларусь http://www.edu.gov.by (раздел «Дошкольное образование»), на сайте http://www.asabliva.by (раздел «Правовая информация»), в информационно-поисковой системе «Эталон» Национального центра правовой информации Республики Беларусь (тематический банк данных правовой информации «Образование»).
Обращаем внимание, что в 2017/2018 учебном году утверждены следующие нормативные правовые акты:
постановление Министерства образования Республики Беларусь от 24 ноября 2017 г. № 144 «О типовых штатах и нормативах численности работников государственных центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации»;
постановление Министерства образования Республики Беларусь от 23 мая 2018 г. № 46 «О внесении дополнения в постановление Министерства образования Республики Беларусь от 16 августа 2011 г. № 233», которым внесено дополнение в Положение о центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации в части рекомендаций по составлению заключения центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (далее – ЦКРОиР).

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Учебные планы специального образования на уровне дошкольного образования
В учреждениях образования образовательный процесс осуществляется в соответствии с учебными планами специального образования на уровне дошкольного образования на 2018/2019 учебный год, утвержденными постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 30 июля 2018 г. № 81.
Обращаем внимание, что направления коррекционных занятий в работе с детьми с ОПФР при сочетании нескольких нарушений определяются в соответствии с заключением ЦКРОиР.
Программы специального образования на уровне дошкольного образования
В образовательном процессе используются учебные программы, программы коррекционных занятий, программы ранней комплексной помощи, утвержденные Министерством образования Республики Беларусь. В работе с детьми с нарушениями зрения рекомендуется использование адаптированного варианта учебной программы дошкольного образования. Электронные версии программ специального образования, адаптированного варианта учебной программы дошкольного образования размещены на национальном образовательном портале adu.by в разделе «Педагогам» / «Специальное образование» (http://adu.by/ru/uchitelyu/spetsialnoe-obrazovanie.html) и на сайте http://asabliva.by/ в разделе «Учебные планы, программы, учебники, пособия».
В работе с детьми дошкольного возраста с трудностями в обучении, с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата наряду с соответствующими программами для специальных дошкольных учреждений рекомендуется использовать учебную программу дошкольного образования. Специфика ее реализации для данных категорий детей определяется условиями, выбором средств, форм, методов, специальных приемов обучения воспитанников; организацией адаптивной образовательной среды с учетом потребностей детей.
В работе с детьми с нарушением слуха, с тяжелыми нарушениями речи, с интеллектуальной недостаточностью содержание учебных программ по образовательным областям распределяется с учетом учебных планов специального образования на уровне дошкольного образования на 2018/2019 учебный год.
Учебные издания
В 2018/2019 учебном году при реализации образовательных программ специального образования на уровне дошкольного образования необходимо использовать учебные издания, получившие гриф «Рекомендовано Научно-методическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь». Перечень рекомендованных учебных изданий размещен на национальном образовательном портале adu.by в разделе «Педагогам» / «Специальное образование» (http://adu.by/ru/uchitelyu/spetsialnoe-obrazovanie.html).
Обращаем внимание, что для воспитателей дошкольного образования, работающих с детьми дошкольного возраста с нарушениями зрения, подготовлены примерные технологические карты занятий по образовательным областям «Ребенок и общество», «Элементарные математические представления», «Ребенок и природа», «Развитие речи и культура речевого общения», «Искусство», «Обучение грамоте». Предлагаемые образцы технологических карт отражают особенности внедрения адаптированного содержания учебной программы дошкольного образования в образовательный процесс с детьми с нарушениями зрения. Электронная версия примерных технологических карт размещена на национальном образовательном портале adu.by в разделе «Педагогам» / «Специальное образование» (http://adu.by/ru/uchitelyu/spetsialnoe-obrazovanie.html) и на сайте http://asabliva.by/ в разделе «Учебные планы, программы, учебники, пособия».
Допускается использование в образовательном процессе учреждений образования в специально организованной и нерегламентированной деятельности воспитанников с ОПФР, а также при проведении коррекционных занятий с ними, учебных наглядных и учебно-методических пособий, изданных для учреждений дошкольного образования (учебно-методический комплекс «Мои первые уроки», учебные наглядные пособия серий «Мир детства», «Умней-ка», «Страницы родной земли»).
При использовании учебных изданий для учреждений дошкольного образования педагогическим работникам необходимо учитывать структуру и степень тяжести нарушения, уровень актуального развития и возможности ребенка с ОПФР, его индивидуальные особенности. Формулировка заданий, содержание игр, упражнений и другого материала при необходимости могут адаптироваться. Рекомендуется использовать различные виды педагогической поддержки: ориентировочную основу действий (опорные сигналы, речевые образцы, алгоритмы), стимулирующую помощь, выбор оптимального объема материала и темпа выполнения задания.
На национальном образовательном портале adu.by в разделе «Электронное обучение» / «Электронные образовательные ресурсы» / «Специальное образование» / «Дети дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью» (http://e-vedy.adu.by/course/index.php?categoryid=63) размещены электронные учебно-методические комплексы по образовательным областям «Развитие речи», «Обучение грамоте», «Ребенок и общество», «Ребенок и природа», «Искусство», «Элементарные математические представления». В разделе «Электронное обучение» / «Дистанционный всеобуч» / «Конкурс «Компьютер. Образование. Интернет» (http://e-asveta.adu.by/index.php/koi/konkurs-koi) представлен каталог творческих проектов победителей республиканского конкурса «Компьютер. Образование. Интернет», который постоянно пополняется.

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
В соответствии со статьей 147 Кодекса Республики Беларусь об образовании (далее – Кодекс) основными формами организации образовательного процесса в специальных дошкольных учреждениях являются игра, занятие. Продолжительность занятий, распорядок дня воспитанников регламентированы Санитарными нормами и правилами «Требования для учреждений дошкольного образования», утвержденными постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 25.01.2013 № 8.
Психолого-педагогическое обследование воспитанников является частью образовательного процесса и осуществляется в начале и в конце учебного года в течение одной-двух недель в зависимости от формы организации образовательного процесса и тяжести физических и (или) психических нарушений. Психолого-педагогическое обследование осуществляется в рамках проведения коррекционных занятий и фиксируется в журнале учета проведенных занятий и посещения их детьми на соответствующих страницах.
В период каникул занятия не проводятся, организуется физкультурно-оздоровительная и художественно-эстетическая работа с воспитанниками, формы которой регламентированы типовым учебным планом дошкольного образования по образовательным областям «Физическая культура», «Искусство», и нерегламентированная деятельность воспитанников (игра и другие виды самостоятельной деятельности).
Обращаем внимание, что при организации образовательного процесса с детьми с ОПФР на уровне дошкольного образования необходимо руководствоваться инструктивно-методическим письмом Министерства образования Республики Беларусь «Об организации образовательного процесса в учреждениях дошкольного образования в 2018/2019 учебном году».
Кроме того, на национальном образовательном портале adu.by в разделе «Педагогам» / «Специальное образование» (http://adu.by/ru/uchitelyu/spetsialnoe-obrazovanie.html) размещены материалы по особенностям организации и содержания коррекционных занятий с детьми с аутистическими нарушениями, проведения логопедического массажа в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи, оформления заключений ЦКРОиР.

Особенности организации образовательного процесса в разновозрастной группе
В специальном дошкольном учреждении при реализации образовательных программ специального образования воспитанники раннего и дошкольного возраста могут объединяться в разновозрастную группу (в возрасте от 1 года до 7(8) лет). Наполняемость разновозрастной группы зависит от структуры и степени тяжести физических и (или) психических нарушений и возраста воспитанников.
Возможны следующие варианты объединения воспитанников в разновозрастные группы:
объединение в группу воспитанников смежного возраста 2 и 3 года, 4 и 5 лет, 5 и 6 лет, 6 и 7 (8) лет;
объединение в группу воспитанников относительно контрастного возраста – 2 и 4 года, 3 и 5 лет, 4 и 6 лет, 5 и 7 (8) лет;
объединение в группу воспитанников резко контрастного возраста – 2 года и 5 лет, 3 года и 6 лет, 4 года и 7(8) лет.
В разновозрастных группах распорядок дня является единым для всех воспитанников, но с учетом возрастных возможностей, способностей и потребностей детей вносятся некоторые изменения в режимные процессы. С младшими воспитанниками режимные процессы начинаются на 10-15 минут раньше (в другом порядке происходит лишь подъем воспитанников после дневного сна – первыми встают на 10-15 минут раньше старшие воспитанники). Эти режимные моменты необходимы для того, чтобы воспитанники разного возраста, объединенные в одну группу, последовательно и постепенно переходили от одного вида деятельности к другому.
При определении общего распорядка дня для воспитанников двух смежных возрастов за основу берется распорядок дня воспитанников старшего возраста, трех-четырех возрастов – распорядок дня для воспитанников среднего возраста (от 4 до 5 лет).
При наличии в группе воспитанников в возрасте до 1,5 лет устанавливается два дифференцированных режима, так как для детей данного возраста предусмотрено два дневных сна.
Специально организованную деятельность в разновозрастной группе можно осуществлять с применением следующих подходов к организации занятия, игры:
поэтапное начало занятия, игры, которое предполагает последовательное включение воспитанников в деятельность (начинается занятие с одной возрастной подгруппой (старшей), затем подключаются воспитанники более младшей возрастной категории);
одновременное начало занятия, игры во всех возрастных подгруппах и поэтапное завершение занятия, игры, которое предполагает последовательное завершение деятельности в соответствии с возрастными возможностями воспитанников;
проведение занятия с каждой возрастной подгруппой воспитанников.
Приоритетной формой специально организованной деятельности воспитанников разновозрастной группы является интегрированное занятие, которое предполагает объединение содержания образовательных областей.

Особенности организации адаптивной образовательной среды
Развивающая предметно-пространственная среда в учреждениях образования должна быть:
содержательно-насыщенной в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями воспитанников, программами специального образования;
трансформируемой при изменении образовательной ситуации и с учетом интересов и познавательных возможностей воспитанников;
полифункциональной в целях разнообразного использования составляющих предметной среды (предметов, не обладающих жестко закрепленным способом употребления, пригодных для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре);
вариативной для обеспечения в групповых помещениях пространства для игровой деятельности, конструирования, моделирования, уединения, иных целей и наличия разнообразных материалов для самостоятельной творческой деятельности воспитанников в соответствии с их выбором;
доступной для детей с ОПФР во всех помещениях, где осуществляется образовательный процесс, а также предоставляющей свободный доступ к играм, игрушкам, учебным изданиям, необходимым для различных видов детской активности;
безопасной для воспитанников, обеспечивающей надежность и безопасность использования всех ее элементов.
В 2018/2019 учебном году необходимо обеспечить проведение мероприятий по созданию безбарьерной среды жизнедеятельности в учреждениях образования. Обращаем внимание, что протоколом заседания коллегии Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 21 февраля 2018 г. № 2-3 утверждены и направлены для практического применения в работе Методические рекомендации по определению доступности объектов и адаптации услуг, предоставляемых населению, с учетом особых потребностей инвалидов (письмо Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 01.03.2018 № 6-12/731). Методические рекомендации устанавливают основные подходы к обследованию объектов среды жизнедеятельности и оказываемых в них услуг и учитываются при проектировании новых, реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых зданий и сооружений. Они распространяются на функционально-планировочные элементы зданий и сооружений, их участки или отдельные помещения, доступные для инвалидов и физически ослабленных лиц (входные узлы, коммуникации, пути эвакуации, помещения (зоны) обслуживания и др.).

Особенности организации интегрированного обучения и воспитания
В 2018/2019 учебном году необходимо продолжить работу по обеспечению качества организации и содержания образовательного процесса в условиях интегрированного обучения и воспитания.
В целях оказания логопедической помощи детям с ОПФР, обучающимся в условиях интегрированного обучения и воспитания по учебному плану специального дошкольного учреждения для детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении), учебному плану специального дошкольного учреждения для детей с интеллектуальной недостаточностью, учитель-дефектолог группы интегрированного обучения и воспитания, специальной группы имеет право в рамках учебных часов, выделенных на проведение коррекционных занятий, проводить занятия по коррекции нарушений речи с воспитанниками, для которых это необходимо. В заключениях ЦКРОиР у таких воспитанников в разделе «Рекомендации» должна быть запись «Занятия по коррекции нарушений речи».
Пример. Обучение и воспитание по образовательной программе специального образования на уровне дошкольного образования по учебному плану специального дошкольного учреждения для детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) в учреждении дошкольного образования в группе интегрированного обучения и воспитания в 2018/2019 учебном году. Занятия по коррекции нарушений речи.
Учитель-дефектолог самостоятельно определяет направление коррекционных занятий, в рамках которого будет проводиться данная работа.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ И РУКОВОДИТЕЛЕЙ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ
Важнейшее значение для эффективного функционирования системы специального образования имеет повышение квалификации педагогических работников, рост их профессионализма, мастерства и творчества.
С целью обеспечения условий для повышения профессиональной компетентности педагогических работников в государственном учреждении образования «Академия последипломного образования» (далее – АПО) в 2018/2019 учебном году планируется проведение повышения квалификации и тематических семинаров.
Подробная информация о курсовых и межкурсовых мероприятиях, рекомендации по содержанию и организации методической работы с педагогическими работниками в 2018/2019 учебном году размещены на сайте АПО (www.academy.edu.by).
В Институте повышения квалификации и переподготовки учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» реализуются образовательные программы повышения квалификации для специалистов системы специального образования (учителей-дефектологов, учителей, воспитателей дошкольного образования, педагогов-психологов и других категорий педагогических работников учреждений образования, реализующих образовательные программы специального образования).
Подробная информация представлена на сайте www.ipkip.bspu.by.
В Институте инклюзивного образования учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» функционирует Республиканский ресурсный центр инклюзивного образования (далее – РРЦИО). РРЦИО представляет собой инновационное научно-образовательно-методическое подразделение нового типа. Его деятельность направлена на ресурсное обеспечение образовательной деятельности в сфере инклюзивного образования (научное, информационное, методическое, дидактическое, консультационное); популяризацию в обществе сущности, ценностей, принципов инклюзивного образования; формирование позитивного отношения к детям с особенностями психофизического развития и норм толерантного поведения в инклюзивном пространстве учреждений образования разных уровней и видов.
Подробная информация о деятельности РРЦИО размещена на сайте http://iio.bspu.by.