УТВЕРЖДАЮ
Заместитель Министра образования
Республики Беларусь
Р.С.Сидоренко
« 24 » июля 2018 г.

 

ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
«О работе в 2018/2019 учебном году педагогических коллективов учреждений образования, реализующих образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования, образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью»

 

Особенности организации образовательного процесса в учреждениях образования, реализующих образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования, образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, в 2018/2019 учебном году обусловлены:
развитием инклюзивных процессов в образовании лиц с особенностями психофизического развития (далее – ОПФР);
обеспечением доступности и вариативности получения образования лицами с ОПФР;
созданием безопасной, здоровьесберегающей, психологически и эмоционально комфортной и адаптивной среды для обучающихся.

НОРМАТИВНОЕ ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
В целях создания безопасной, здоровьесберегающей, психологически и эмоционально комфортной и адаптивной среды для обучающихся, совершенствования работы с педагогическими кадрами Министерством образования в 2017/2018 учебном году приняты:
постановления:
от 23 мая 2018 г. № 46 «О внесении дополнения в постановление Министерства образования Республики Беларусь от 16 августа 2011 г. № 233» (в Положение о центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации);
от 28 мая 2018 г. № 48 «О внесении дополнения в постановление Министерства образования Республики Беларусь от 12 июня 2014 г. № 75» (в Перечни мебели, инвентаря и средств обучения, необходимых для организации образовательного процесса учреждениями образования, реализующими образовательные программы общего среднего образования, учреждениями образования, реализующими образовательные программы специального образования, иными организациями, индивидуальными предпринимателями, реализующими образовательные программы специального образования на уровне дошкольного образования);
приказ Министра образования Республики Беларусь от 28 мая 2018 г. № 432 «О примерных правилах внутреннего распорядка для обучающихся».
Примерные правила определяют основные положения, которые должны включать Правила внутреннего распорядка для обучающихся, разрабатываемые специальными общеобразовательными школами-интернатами, вспомогательными школами-интернатами с учетом особенностей контингента обучающихся.
Кроме того, разработаны рекомендации:
по разработке содержания правил внутреннего распорядка для обучающихся специальных общеобразовательных школ-интернатов, вспомогательных школ-интернатов;
по отбору педагогических работников детских интернатных учреждений системы образования, в которых содержатся основные требования, предъявляемые к педагогическим работникам, указывают категорию лиц, которые не могут осуществлять педагогическую деятельность, определяют обязанности педагогических работников, а также качества, которыми они должны обладать;
примерное положение о премировании работников учреждений образования, которое включает сроки и порядок премирования, показатели, условия и размеры премирования для администрации, педагогических и медицинских работников, обслуживающего персонала.

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Учебно-программная документация образовательных программ специального образования
Учебные планы специального образования на уровне общего среднего образования утверждены постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 30 июля 2018 г. № 80 «Об утверждении учебных планов специального образования на уровне общего среднего образования на 2018/2019 учебный год;
Учебные программы для всех видов учреждений специального образования размещены на национальном образовательном портале (www.adu.by / Образовательный процесс. 2018/2019 учебный год / Учебные предметы. I-IV, V-XI классы).
Обращаем внимание, что распределение времени по темам в учебных программах является примерным. Учителю предоставляется право изменять последовательность изучения вопросов в пределах темы, а также перераспределять в пределах 2-3 часов количество учебных часов между отдельными темами, использовать по своему усмотрению резервное время.
Учебные издания
В 2018/2019 учебном году для учреждений специального образования с белорусским и (или) русским языками обучения и воспитания рекомендованы учебники и учебные пособия, перечень которых размещен на национальном образовательном портале (www.adu.by / Образовательный процесс. 2018/2019 учебный год / Перечень учебных изданий. 2018/2019 учебный год / Специальное образование), а также опубликован в бюллетене Министерства образования Республики Беларусь «Зборнік нарматыўных дакументаў» (2018 г., № 16).
До поступления новых учебных пособий, издаваемых в сентябре-декабре 2018 года, необходимо использовать ранее действовавшие учебные пособия.
Учебно-методические комплексы для факультативных занятий
Для проведения факультативных занятий предлагается использовать учебные программы и учебно-методические комплексы (учебные программы, пособия для учителя и учащихся) (далее – УМК), рекомендованные Научно-методическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь (далее – Национальный институт образования).
Обращаем внимание, что к 2018/2019 учебному подготовлены учебные программы факультативных занятий по учебному предмету «Иностранный язык» (английский язык) в специальных общеобразовательных школах для учащихся с нарушением слуха (второе отделение) и учащихся с тяжелыми нарушениями речи.
Учебные программы факультативных занятий, перечень УМК для факультативных занятий, а также компоненты отдельных УМК размещены на национальном образовательном портале (www.adu.by / Педагогам / Учебно-методическое обеспечение дошкольного, общего среднего и специального образования / Образовательный процесс. 2018/2019 учебный год).
Электронные средства обучения
Для учащихся с интеллектуальной недостаточностью (легкой, умеренной, тяжелой) разработаны справочно-информационные, контрольно-диагностические и интерактивные модули электронных учебно-методических комплексов (далее – ЭУМК).
Разработанные электронные модули ЭУМК сгруппированы по четырем основным направлениям:
коммуникативное развитие: «Элементы грамоты и развитие речи», «Русский язык», «Литературное чтение»;
социальное развитие: «Ориентировка в окружающем мире», «Человек и мир», «Социально-бытовая ориентировка», «Социальная адаптация»;
эстетическое развитие: «Изобразительное искусство», «Изобразительная деятельность», «Музыка», «Музыкально-ритмические занятия»;
математическое развитие: «Элементы арифметики», «Математика».
Все разработанные ЭУМК и электронные образовательные ресурсы (далее – ЭОР) размещены на национальном образовательном портале в разделе «Электронное обучение» (http://e-vedy.adu.by). Материалы доступны для всех желающих на безвозмездной основе после процедуры регистрации.
В образовательном процессе могут использоваться ЭОР, отмеченные дипломами I, II, III степени и похвальными отзывами на заключительном этапе республиканского конкурса «Компьютер. Образование. Интернет». Данные ЭОР размещены на национальном образовательном портале в разделе «Дистанционный всеобуч» – Проекты конкурса «Компьютер. Образование. Интернет» (http://e-asveta.adu.by/index.php/koi/proektyi-pobediteli-koi).
Учебно-методические издания для учителей и издания для учащихся
В дополнение к учебникам и учебным пособиям по каждому учебному предмету имеются учебно-методические издания для учителей, а также дополнительные издания для учащихся, которые могут использоваться в образовательном процессе, однако не являются обязательными. Перечни учебных изданий размещены на национальном образовательном портале (www.adu.by / Образовательный процесс. 2018/2019 учебный год / Перечень учебных изданий. 2018/2019 учебный год).
На национальном образовательном портале функционирует онлайн-каталог «Учебники.by» (http://adu.by / Учебники.by), в котором предоставлена информация обо всех учебных изданиях, рекомендованных к использованию в образовательном процессе.
В предметных научно-методических журналах систематически публикуются методические и дидактические материалы, призванные помочь учителю при подготовке к учебным и факультативным занятиям, в организации внеклассных мероприятий.

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ С УЧАЩИМИСЯ
Работа с учащимися
В 2018/2019 учебном году, помимо образовательных мероприятий для учащихся учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования (http://olimp.adu.by), будет проводиться ХII Республиканский фестиваль художественного творчества «Вясёлкавы карагод».
Общественно полезный труд
В специальных общеобразовательных школах (специальных общеобразовательных школах-интернатах) и вспомогательных школах (вспомогательных школах-интернатах) в соответствии с пунктом 158 Санитарных норм и правил учащиеся допускаются к общественно полезному труду с разрешения медицинских работников учреждения образования. В этом же пункте определены виды работ, которые могут выполняться в рамках общественно полезного труда. Виды работ, к выполнению которых запрещается привлекать учащихся, нормативные правовые акты, положения которых необходимо учитывать при организации общественно полезного труда, указаны в пункте 159.
Важнейшее значение для эффективного функционирования системы специального образования имеет повышение квалификации педагогических работников, рост их профессионализма, мастерства и творчества.
С целью обеспечения условий для повышения профессиональной компетентности педагогических работников в государственном учреждении образования «Академия последипломного образования» (далее – АПО) в 2018/2019 учебном году планируется проведение повышения квалификации и тематических семинаров.
Подробная информация о курсовых и межкурсовых мероприятиях, рекомендации по содержанию и организации методической работы с педагогами в 2018/2019 учебном году размещены на сайте АПО (www.academy.edu.by).
В Институте повышения квалификации и переподготовки учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» реализуются образовательные программы повышения квалификации для специалистов системы специального образования (учителей-дефектологов, учителей, воспитателей, педагогов-психологов и других категорий педагогических работников, реализующих образовательные программы специального образования).
Подробная информация представлена на сайте www.ipkip.bspu.by.
В Институте инклюзивного образования учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» функционирует Республиканский ресурсный центр инклюзивного образования (далее – РРЦИО). РРЦИО представляет собой инновационное научно-образовательно-методическое подразделение. Его деятельность направлена на ресурсное обеспечение образовательной деятельности в сфере инклюзивного образования (научное, информационное, методическое, дидактическое, консультационное); популяризацию в обществе сущности, ценностей, принципов инклюзивного образования; формирование позитивного отношения к учащимся с ОПФР и норм толерантного поведения в инклюзивном пространстве учреждений образования разных уровней и видов.
В структуре РРЦИО функционирует учебная лаборатория по развитию информационных технологий в специальном образовании «Образование без границ».
Подробная информация о дополнительных образовательных услугах размещена на сайте: http://iio.bspu.by.

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Образовательный процесс в учреждениях образования, реализующих образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования, образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью (далее – учреждения образования) должен обеспечивать качество специального образования; реализацию компетентностного подхода; охрану здоровья обучающихся; соблюдение санитарных норм, правил и гигиенических нормативов; создание безопасных условий при организации образовательного процесса; создание условий для развития творческих способностей обучающихся, вовлечение их в различные виды социально значимой деятельности; создание специальных условий для получения образования лицами с ОПФР.
Сроки обучения на I ступени общего среднего образования определяются соответствующими учебными планами специального образования и составляют:
для учащихся с тяжелыми нарушениями речи, нарушениями психического развития (трудностями в обучении), нарушением слуха (второе отделение) – пять лет;
для учащихся с нарушением слуха (первое отделение), с нарушениями зрения, нарушениями функций опорно-двигательного аппарата – четыре года.
Сроки обучения на II и III ступенях общего среднего образования учащихся с тяжелыми нарушениями речи, нарушениями психического развития (трудностями в обучении), нарушением слуха, нарушениями зрения, нарушениями функций опорно-двигательного аппарата соответствуют срокам обучения учащихся учреждений общего среднего образования и составляют пять лет и два года соответственно.
Срок получения образования на уровне общего базового образования для учащихся с интеллектуальной недостаточностью составляет в первом отделении вспомогательной школы от десяти до двенадцати лет, во втором отделении вспомогательной школы, центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации – девять лет.
Образовательный процесс с четырехлетним сроком обучения на I ступени общего среднего образования осуществляется по соответствующему учебному плану специального образования на уровне общего среднего образования для учащихся с нарушением слуха (первое отделение), с нарушениями зрения, нарушениями функций опорно-двигательного аппарата и учебным программам и учебным изданиям для учреждений общего среднего образования; образовательный процесс с пятилетним сроком обучения на I ступени общего среднего образования осуществляется по соответствующему учебному плану специального образования на уровне общего среднего образования для учащихся с нарушением слуха (второе отделение), тяжелыми нарушениями речи, нарушениями психического развития (трудностями в обучении) и учебным программам и учебным изданиям для учреждений специального образования.
На II и III ступенях общего среднего образования образовательный процесс для указанных выше категорий учащихся (кроме учащихся с интеллектуальной недостаточностью) осуществляется по учебным планам специального образования на уровне общего среднего образования, при совпадении перечня учебных предметов – по учебным программам и учебным изданиям для учреждений общего среднего образования.
На II и III ступенях общего среднего образования образовательный процесс для учащихся с интеллектуальной недостаточностью осуществляется по учебным планам специального образования на уровне общего среднего образования и учебным программам и учебным изданиям для учреждений специального образования.
Напоминаем, что текущая и промежуточная аттестация учащихся с ОПФР в I-II классах, а также III классах, срок обучения которых на I ступени общего среднего образования составляет пять лет, учащихся I-III классов, обучающихся по учебному плану первого отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната) для детей с интеллектуальной недостаточностью, осуществляется на содержательно-оценочной основе, которая предполагает словесную оценку результатов учебной деятельности без выставления отметок. Учащиеся III и IV классов, а также учащиеся V класса, срок обучения которых на I ступени общего среднего образования составляет пять лет, учащиеся V класса, обучающиеся по учебному плану первого отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната) для детей с интеллектуальной недостаточностью, изучают учебные предметы «Музыка», «Изобразительное искусство», «Трудовое обучение» (кроме учащихся, обучающихся по учебному плану первого отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната) для детей с интеллектуальной недостаточностью), «Физическая культура и здоровье» на содержательно-оценочной основе без выставления отметок в баллах. Обучение по всем остальным учебным предметам в указанных классах осуществляется с выставлением отметок в баллах.
В процессе контрольно-оценочной деятельности используются развернутые оценочные суждения, характеризующие процесс обучения и отражающие количественный и качественный результаты процесса обучения.
Классный журнал заполняется каждым классным руководителем, учителем в соответствии с требованиями по его ведению. Отметки и любые другие формы фиксации результатов оценочной деятельности в классный журнал в данный период не выставляются. Для осуществления контроля и оценки результатов учебной деятельности каждого учащегося учитель ведет систематический учет усвоения детьми тех знаний, умений и навыков, которые внесены в основные требования учебной программы по каждому учебному предмету. Форму и способы фиксации учебных достижений учащихся учитель определяет самостоятельно, никакой отрицательной словесной оценки учитель не дает.
В конце учебного года учитель осуществляет содержательный анализ результатов учебной деятельности, в котором отражает степень усвоения учащимися учебного материала по основным темам учебного предмета; результаты контрольных работ; сведения о выполнении учебной программы с указанием успехов и возникших трудностей; динамику развития учащихся за учебный период.
Форма содержательного анализа определяется методическими объединениями учителей начальных классов. На основе анализа делается вывод о причинах затруднений в освоении учебного материала учащимися, намечаются пути разрешения возникающих проблем.
Напоминаем, что расписание учебных занятий на учебную неделю составляется с учетом ранговой шкалы трудности учебных предметов согласно приложению 8 к требованиям Санитарных норм и правил для учреждений общего среднего образования, утвержденных постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27 декабря 2012 г. № 206. В расписании учебных занятий в течение учебного дня необходимо чередовать учебные предметы, требующие большого умственного напряжения, сосредоточенности и внимания, с другими учебными предметами. Контрольные работы в учреждениях образования должны проводиться в соответствии с графиком, утвержденным руководителем учреждения образования, не более чем по одному учебному предмету в день в одном классе. Проведение контрольных работ в понедельник, пятницу и на последних учебных занятиях недопустимо. Максимальная допустимая учебная нагрузка учащихся должна быть в дни наибольшей работоспособности (вторник и (или) среда – в I-IV (V) классах; вторник, среда и (или) пятница – в V(VI)-XI (XII) классах и равномерно распределена по другим дням учебной недели.
Непрерывная зрительная нагрузка на близком расстоянии (при любых видах учебной деятельности) для учащихся в возрасте до 10 лет не должна превышать 10 минут, в возрасте от 11 лет – 15 минут. Незрячие дети с остаточным зрением, обучающиеся на основе рельефно-точечной системы Брайля, могут выполнять непрерывную зрительную работу 1-2 раза за урок по 5 минут. Незрячие дети с полной потерей зрения должны чередовать тактильное восприятие со слуховым.
Обращаем внимание, что между учебными занятиями по учебным предметам и коррекционными и факультативными занятиями должен быть перерыв не менее 30 минут.
В 2018/2019 учебном году необходимо обеспечить проведение мероприятий по созданию безбарьерной среды жизнедеятельности в учреждениях образования. Протоколом заседания коллегии Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 21 февраля 2018 г. № 2-3 утверждены Методические рекомендации по определению доступности объектов и адаптации услуг, предоставляемых населению, с учетом особых потребностей инвалидов. Методические рекомендации устанавливают основные подходы к обследованию объектов среды жизнедеятельности и оказываемых в них услуг и учитываются при проектировании новых, реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых зданий и сооружений. Они распространяются на функционально-планировочные элементы зданий и сооружений, их участки или отдельные помещения, доступные для инвалидов и физически ослабленных лиц (входные узлы, коммуникации, пути эвакуации, помещения (зоны) обслуживания и др.).
В соответствии с протоколом заседания Республиканского межведомственного совета по проблемам инвалидов при Совете Министров Республики Беларусь от 28.05.2018 № 6-17/1 пр–РМС необходимо до 1 сентября 2018 г. принять меры по обеспечению подвоза в учреждения образования всех обучающихся с инвалидностью.

Особенности организации образовательного процесса для отдельных категорий лиц с ОПФР
Организация образовательного процесса для учащихся с аутистическими нарушениями предполагает создание для них адаптивной образовательной среды с особой организацией пространства и визуализацией времени.
Для создания адаптивной образовательной среды необходимо:
обозначать четкие визуальные и материальные границы пространственных зон;
минимизировать количество раздражителей в классе;
рационально организовывать рабочее место учащегося;
маркировать учебные принадлежности;
разделять пространство на зоны по видам деятельности;
наглядно представлять последовательность событий во времени.
В соответствии с постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 6 июня 2016 г. № 26 в разделе «2. Специалисты» приложения к постановлению Министерства труда Республики Беларусь от 28 апреля 2001 г. № 53 «Об утверждении квалификационного справочника должностей служащих» в новой редакции изложены квалификационные характеристики должностей «Воспитатель дошкольного образования» и «Воспитатель». Это позволяет обеспечивать в учреждениях дошкольного, общего среднего и специального образования персональное сопровождение в образовательном процессе учащихся с аутистическими нарушениями.
Обращаем внимание на необходимость прохождения курсов повышения квалификации по вопросам оказания коррекционной помощи детям с аутистическими нарушениями педагогическим работникам, принятым на должность «Воспитатель» для обеспечения персонального сопровождения (постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 3 октября 2017 г. № 50).
Персональное сопровождение учащихся с аутистическими нарушениями может осуществляться индивидуально и в группе (два-три ребенка с аутистическими нарушениями). Целесообразность, длительность и форму персонального сопровождения определяют специалисты психолого-медико-педагогической комиссии центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (далее – ЦКРОиР). Введение штатной численности воспитателей для работы с учащимися, нуждающимися в персональном сопровождении, производится в индивидуальном порядке, с учетом количества учащихся с ОПФР, продолжительности их нахождения в учреждении образования, степени тяжести физических и (или) психических нарушений и др.
При организации образовательного процесса для учащихся с интеллектуальной недостаточностью по учебному плану первого отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната) в 2018/2019 учебном году в VIІ и VIІІ классах обучение учебному предмету «Биология» осуществляется по учебной программе «Биология» для VII-X классов первого отделения вспомогательной школы, утвержденной в 2017 году. В 2018 году для VIІ класса издается новое учебное пособие «Биология. Введение в биологию» («Біялогія. Уводзіны ў біялогію») автора О.Х. Серединской, «Народная асвета», 2018. В VIII классе рекомендуем руководствоваться учебным пособием «Биология. Растения. Грибы» («Біялогія. Расліны. Грыбы»), VIІ класс, автора О.Х. Серединской, «Адукацыя і выхаванне», 2013.
При переходе на новое содержание обучения в помощь педагогу по учебному предмету «Биология» для VIІ и VIII классов составлен методический комментарий. Для VIІ класса комментарий «Введение в биологию» размещен в журнале «Спецыяльная адукацыя», № 5 за 2017 год. Методический комментарий для VIII класса будет размещен в журнале «Спецыяльная адукацыя», № 4 за 2018 год и на сайтах (www.adu.by / Педагогам / Учебно-методическое обеспечение дошкольного, общего среднего и специального образования Образовательный процесс. 2018/2019 учебный год), http://asabliva.by.).
Обращаем внимание, что в IX и X классах обучение учебному предмету «Биология» осуществляется по действующей учебной программе «Биология» для VII-X классов первого отделения вспомогательной школы, утвержденной в 2014 году. Образовательный процесс в этих классах обеспечивается учебными пособиями:
IX класс – «Биология. Человек и его здоровье» («Біялогія. Чалавек і яго здароўе») под. ред. Д.Б. Сандакова, ИЦ БГУ, 2015;
X класс – «Биология. Природа и человек» («Біялогія. Прырода і чалавек»), Народная асвета, 2015.
К 2018/2019 учебному году для X класса первого отделения вспомогательной школы издается новое учебное пособие «Элементы компьютерной грамоты» авторов Г.Г. Продухо, Н.В. Тупенко, АіВ, 2018. Обучение учебному предмету «Элементы компьютерной грамоты» в X классе осуществляется по учебной программе «Элементы компьютерной грамоты» для VI-X классов первого отделения вспомогательной школы, утвержденной в 2016 году.
При организации образовательного процесса для учащихся с интеллектуальной недостаточностью по учебному плану второго отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната) в случае, если невозможно укомплектовать класс учащимися одного года обучения, допускается включение в состав объединенного класса учащихся I-V классов или учащихся V-IX классов. Общая численность учащихся в таком классе не должна превышать 6 человек. При этом объем учебных часов устанавливается по наибольшему объему часов, предусмотренных учебным планом, который реализуется в классе.
При организации образовательного процесса по учебному плану центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации для учащихся с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями образовательный процесс должен обеспечивать приобретение данной категорией детей основ знаний об окружающем мире, формирование у них социально-бытовой компетенции, исправление или ослабление имеющихся нарушений, подготовку к максимально возможной для них самостоятельной жизни в обществе.
В соответствии со статьей 279 Кодекса об образовании для лиц с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями могут разрабатываться индивидуальные учебные планы, индивидуальные учебные программы. В индивидуальном учебном плане рекомендуется устанавливать количество учебных часов в неделю не менее, чем при обучении на дому в соответствующем классе.
В первый класс ЦКРОиР принимаются дети, которым на 1 сентября исполнилось 8 лет, в исключительных случаях – дети старше 8 лет, которые нигде ранее не обучались. Учитывая, что срок получения образования в ЦКРОиР составляет девять лет, а возраст выпускников составляет в среднем 17 лет, то в соответствии с Инструкцией о порядке и условиях оказания социальных услуг государственными учреждениями социального обслуживания, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 26 января 2013 г. № 11, нетрудоспособный гражданин – ребенок-инвалид в возрасте до 18 лет, завершивший освоение содержания образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, что подтверждено свидетельством о специальном образовании, может быть зачислен в территориальный центр социального обслуживания населения (независимо от возраста).
Для создания благоприятных условий для адаптации выпускников ЦКРОиР в новой жизненной ситуации необходимо проводить мероприятия, направленные на обеспечение преемственности при переходе выпускников ЦКРОиР в территориальные центры социального обслуживания населения (далее – ТЦСОН), готовить и предоставлять полный пакет материалов в соответствии с методическими рекомендациями по организации перехода выпускников ЦКРОиР в ТЦСОН от 29 октября 2013 г.
В соответствии с решениями, принятыми на заседании Республиканского межведомственного совета по проблемам инвалидов (протокол от 5 июня 2015 г. № 4-2-20/1пр-РМС), в 2018/2019 учебном году необходимо обеспечить круглогодичную работу ЦКРОиР, в том числе в летнее время. Напоминаем, что в летние месяцы в ЦКРОиР проводится консультативная, методическая, информационно-аналитическая работа, обеспечивается выявление и психолого-медико-педагогическое обследование лиц с ОПФР, актуализируется банк данных о детях с ОПФР, осуществляется оказание социально-педагогической поддержки и психологической помощи семьям и детям с ОПФР, проводятся мероприятия, направленные на обеспечение преемственности перехода выпускников ЦКРОиР в ТЦСОН.
В соответствии с нормативными правовыми актами и на основании результатов изучения запросов законных представителей обучающихся на базе ЦКРОиР организуется работа лагерей с дневным пребыванием. В период работы лагерей при необходимости должен осуществляться подвоз обучающихся с ОПФР специально оборудованным транспортом.
В соответствии с пунктом 11 Положения о порядке организации оздоровления детей в оздоровительных, спортивно-оздоровительных лагерях, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 2 июня 2004 г. № 662, дети имеют право на получение путевки с использованием государственных средств в лагерь с круглосуточным пребыванием не более одного раза в календарном году.
Вопрос организации дополнительно оздоровления обучающихся ЦКРОиР может быть рассмотрен местными исполнительными и распорядительными органами, исходя из финансовых возможностей и потребности в предоставлении поддержки, в пределах средств местного бюджета.
Кроме того, необходимо обеспечить организацию лагерей с дневным пребыванием в две смены для одного и того же состава детей, одна из которых – за счет родительской доплат. Допускается открытие детских игровых площадок с четырехчасовым пребыванием учащихся (без организации питания). Данный вопрос требует тщательной проработки до начала оздоровительной компании. Обращаем внимание на необходимость предоставления полной информации законным представителям обучающихся ЦКРОиР о возможности дополнительного оздоровления за счет родительской доплаты в лагере с дневным пребыванием.
ЦКРОиР как координатору деятельности в сфере специального образования на территории соответствующей административно-территориальной единицы при планировании работы на 2018/2019 учебный год необходимо предусмотреть работу по активизации межведомственного взаимодействия по:
своевременному выявлению детей с ОПФР. С этой целью необходимо во всех регионах обеспечить в полном объеме реализацию механизма, предусмотренного Инструкцией о порядке выявления детей с особенностями психофизического развития и создания банка данных о них (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 5 сентября 2011 г. № 253);
обеспечению своевременной и качественной актуализации банков данных о детях с ОПФР;
совершенствованию работы специалистов психолого-медико-педагогических комиссий;
повышению качества образовательного процесса для обучающихся с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями;
обеспечению работы ЦКРОиР в летний период;
усилению межведомственного взаимодействия при организации образовательного процесса в домах-интернатах для детей-инвалидов с ОПФР в соответствии с методическими рекомендациями по организации образовательного процесса в домах-интернатах для детей-инвалидов с особенностями психофизического развития от 30 августа 2017 г.
Обращаем внимание, что при организации образовательного процесса с учащимися с ОПФР на уровне общего среднего образования необходимо руководствоваться инструктивно-методическим письмом Министерства образования Республики Беларусь «Об организации в 2018/2019 учебном году образовательного процесса при изучении учебных предметов и проведении факультативных занятий при реализации образовательных программ общего среднего образования (www.adu.by / Образовательный процесс. 2018/2019 учебный год / Инструктивно-методические письма).

О РАБОТЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ КЛАССОВ, КЛАССОВ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Порядок создания специальных классов, классов интегрированного обучения и воспитания и организации образовательного процесса в них определен Инструкцией о порядке создания специальных групп, групп интегрированного обучения и воспитания, специальных классов, классов интегрированного обучения и воспитания и организации образовательного процесса в них, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011 г. № 136 (далее – Инструкция).
Решение об открытии специальных классов, классов интегрированного обучения и воспитания принимает учредитель учреждения образования.
Наполняемость специальных классов, классов интегрированного обучения и воспитания определяется в соответствии с пунктами 10-14 статьи 268 Кодекса Республики Беларусь об образовании (далее – Кодекса об образовании). По решению учредителя в соответствии с пунктом 17 статьи 268 Кодекса об образовании может быть установлена меньшая наполняемость специальных классов, классов интегрированного обучения и воспитания.
Не рекомендуется зачислять в один специальный класс учащихся, имеющих разную структуру и (или) степень тяжести физических и (или) психических нарушений (например, учащихся с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) и учащихся с интеллектуальной недостаточностью), учащихся, обучающихся по соответствующему учебному плану специального образования на уровне общего среднего образования разных классов (например, І и ІІ классов, ІІ и ІІІ классов), и др.
При организации образовательного процесса в классах интегрированного обучения и воспитания необходимо учитывать следующее.
При реализации образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования в I и II классах интегрированного обучения и воспитания учебные занятия по учебным предметам «Изобразительное искусство», «Физическая культура и здоровье», «Музыка», «Трудовое обучение», «Основы безопасности жизнедеятельности» рекомендуется проводить учителю со всем классом. Учитель-дефектолог проводит коррекционные занятия и учебные занятия с детьми с ОПФР по остальным учебным предметам учебного плана соответствующей специальной общеобразовательной школы (специальной общеобразовательной школы-интерната). В III-V классах интегрированного обучения и воспитания при реализации образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования рекомендуется проведение учебных занятий со всеми учащимися класса. При этом учебное занятие по учебному предмету проводят учитель и учитель-дефектолог класса интегрированного обучения и воспитания (за исключением учебных занятий по учебным предметам «Изобразительное искусство», «Физическая культура и здоровье», «Музыка», «Искусство (отечественная и мировая художественная культура)», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Трудовое обучение», «Иностранный язык», которые проводят учителя). В случае, если количество учебных часов, отведенных на изучение отдельных учебных предметов типовым учебным планом общего среднего образования (для соответствующего вида учреждений общего среднего образования) и учебным планом соответствующей специальной общеобразовательной школы (специальной общеобразовательной школы-интерната) не совпадает или отдельные учебные предметы включены только в учебный план соответствующей специальной общеобразовательной школы (специальной общеобразовательной школы-интерната), учебные занятия по этим учебным предметам проводит учитель-дефектолог класса интегрированного обучения и воспитания. Перечень коррекционных занятий и учебных предметов, по которым учебные занятия проводит учитель-дефектолог, определяется учреждением образования по согласованию с ЦКРОиР.
При реализации образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью в классах интегрированного обучения и воспитания учитель-дефектолог, как правило, на протяжении всех лет обучения проводит учебные занятия по всем учебным предметам, за исключением учебных занятий по учебным предметам «Изобразительное искусство», «Музыка», «Физическая культура и здоровье», «Трудовое обучение», «Основы безопасности жизнедеятельности», которые проводят учителя, преподающие названные учебные предметы. В I-IV классах интегрированного обучения и воспитания учителю-дефектологу распределяется в педагогическую нагрузку разница учебных часов, отведенных на изучение учебного предмета «Трудовое обучение» в типовом учебном плане общего среднего образования (для соответствующего вида учреждений общего среднего образования) и учебном плане первого отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната).
Для проведения занятий по учебному предмету «Трудовое обучение» с учащимися, которые обучаются в классах интегрированного обучения и воспитания с наполняемостью меньшей, чем указано в пункте 14 статьи 268 Кодекса об образовании, по учебным программам VІ-X классов первого отделения вспомогательной школы, из 8 часов в неделю, которые отводятся на учебные занятия по отдельным учебным предметам учебного плана и коррекционные занятия, выделяются учебные часы для учебных занятий, которые проводятся учителем трудового обучения отдельно от общей группы (общих групп). Количество этих часов (не менее 2) определяется учреждением образования по согласованию с ЦКРОиР.
В классах интегрированного обучения и воспитания рекомендуется выделять учителю-дефектологу учебные часы на проведение коррекционных занятий из расчета один учебный час на одного ребенка, но не более общего количества учебных часов на проведение коррекционных занятий, предусмотренных в учебном плане специального образования. Например, в I классе интегрированного обучения и воспитания по учебному плану I класса специальной общеобразовательной школы (специальной общеобразовательной школы-интерната) для детей с тяжелыми нарушениями речи обучаются 6 человек. На проведение коррекционных занятий в учебном плане специальной общеобразовательной школы (специальной общеобразовательной школы-интерната) для детей с тяжелыми нарушениями речи предусмотрено 12 учебных часов. Учителю-дефектологу данного класса интегрированного обучения и воспитания может быть выделено на проведение коррекционных занятий 6 учебных часов.
В I классе интегрированного обучения и воспитания по учебному плану I класса специальной общеобразовательной школы (специальной общеобразовательной школы-интерната) для детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) обучаются 6 человек. На проведение коррекционных занятий в учебном плане специальной общеобразовательной школы (специальной общеобразовательной школы-интерната) для детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) предусмотрено 4 учебных часа. Учителю-дефектологу в этом классе интегрированного обучения и воспитания может быть выделено на проведение коррекционных занятий не более 4 учебных часов.
Решение о количестве учебных часов, выделяемых на проведение коррекционных занятий, учебных занятий по учебным предметам, принимается учреждением образования совместно с ЦКРОиР.
В учреждениях общего среднего образования, в которых функционируют специальные классы, классы интегрированного обучения и воспитания, в соответствии с пунктом 6 Инструкции необходимо наличие следующей документации:
приказ руководителя учреждения образования о зачислении в специальные классы, классы интегрированного обучения и воспитания и организации образовательного процесса в них. В приказе указывается также учебный план специального образования, в соответствии с которым организуется образовательный процесс для ребенка с ОПФР;
заявления законных представителей обучающихся о зачислении в специальные классы, классы интегрированного обучения и воспитания;
заключение ЦКРОиР с рекомендациями об обучении и воспитании лица с ОПФР по образовательным программам специального образования и учебным планам специального образования с согласием законных представителей с рекомендациями;
копия свидетельства о рождении ребенка;
медицинская справка о состоянии здоровья ребенка установленной формы;
учебный план специального класса, класса интегрированного обучения и воспитания на текущий учебный год, утвержденный руководителем учреждения образования и согласованный с директором государственного ЦКРОиР;
расписания учебных занятий по учебным предметам и коррекционных занятий, утвержденные руководителем учреждения образования. В расписаниях указываются названия учебных занятий по учебным предметам и коррекционных занятий, день и время проведения.
В соответствии с Перечнем документов, обязательных для ведения отдельными педагогическими работниками учреждений общего среднего образования, утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 27 декабря 2018 г. № 164, педагогические работники специальных классов, классов интегрированного обучения и воспитания ведут следующие обязательные документы:
классный журнал;
календарно-тематическое планирование учебного материала по учебным предметам и коррекционным занятиям;
поурочное планирование учебного материала, коррекционных занятий, форму ведения которого, его объем и т.д. педагогический работник определяет самостоятельно;
карты обследования детей. Заполняются в начале учебного года на каждого обучающегося с ОПФР и сохраняются в учреждении образования на протяжении всего времени обучения;
дневники учащихся.
При заполнении классного журнала в классе интегрированного обучения и воспитания необходимо учитывать следующее:
учитель класса, учителя-предметники, которые проводят учебные занятия с учащимися с ОПФР в составе класса, в случае несовпадения изучаемых тем урока оформляют записи на правой странице классного журнала в две строки;
в классном журнале отводятся страницы для учета проведенных учебных занятий по учебным предметам и коррекционных занятий с учащимися с ОПФР, на которых осуществляют записи в соответствии с указаниями к оформлению и ведению журнала учитель-дефектолог и учителя, работающие в данном классе. При оформлении страниц классного журнала, отведенных для записей коррекционных занятий, указывается название коррекционного занятия (с маленькой буквы, без кавычек). Например:
развитие познавательной деятельности
развитие эмоционально-волевой сферы;
при оформлении записи в классном журнале по итогам учебного года о переводе учащегося с ОПФР в следующий класс обязательно указывается учебный план специальной школы. Например:
переведен в III класс по учебному плану IV класса первого отделения вспомогательной школы.
В решении педагогического совета соответствующая запись о переводе учащихся оформляется полностью. Например:
переведен в III класс интегрированного обучения и воспитания по учебному плану IV класса первого отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната) для детей с интеллектуальной недостаточностью.
В личной карточке учащегося указывается класс, в который зачислен учащийся с ОПФР, в скобках – класс, по учебному плану которого будет организован образовательный процесс для него. При совпадении нумерации классов запись в скобках не оформляется. Например: I ; I(II); V; V(VI).

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОМАХ-ИНТЕРНАТАХ
В 2018/2019 учебном году необходимо продолжить работу по повышению качества организации образовательного процесса в домах-интернатах для детей-инвалидов с ОПФР Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее – детские дома-интернаты). Актуальными остаются задачи полного включения в образовательный процесс детей-инвалидов с ОПФР детских домов-интернатов, организации для некоторых из них образовательного процесса на базе учреждений общего среднего образования или ЦКРОиР.
Порядок организации получения специального образования в детском доме-интернате определен Инструкцией о порядке организации получения специального образования в учреждении социального обслуживания, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь и Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28 июня 2011 г. № 48/55 (далее – Инструкция).
Решение об организации получения специального образования в детском доме-интернате принимается структурными подразделениями городских, районных исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах, осуществляющими государственно-властные полномочия в сфере образования (далее – структурные подразделения городских, районных исполнительных комитетов) по месту нахождения детского дома-интерната и оформляется приказом, в котором определяется учреждение образования, обеспечивающее организацию образовательного процесса. Структурные подразделения городских, районных исполнительных комитетов проводят работу по комплектованию специальных классов (специальных групп), функционирующих в детском доме-интернате.
Обращаем внимание, что психолого-педагогическое обследование детей, находящихся в детских домах-интернатах, проводится специалистами областных (Минского городского) ЦКРОиР при наличии в полном объеме медицинской информации о состоянии здоровья ребенка, в том числе с указанием функционального класса, показаний и противопоказаний к обучению, а также индивидуальной программы реабилитации инвалида. При этом необходимо учитывать, что директор детского дома-интерната не всегда является законным представителем ребенка и в таком случае не имеет права принимать решение о согласии (несогласии) с рекомендациями ЦКРОиР.
Образовательный процесс для лиц с ОПФР, находящихся в детских домах-интернатах, может быть организован в составе специального класса (специальной группы), созданных в детском доме-интернате; индивидуально; в учреждении образования, обеспечивающим организацию образовательного процесса.
Обращаем внимание, что педагогические работники учреждения образования совместно со специалистами детского дома-интерната в рамках организации образовательного процесса должны осуществлять постоянное наблюдение за личностным развитием лиц с ОПФР, уровнем их обучаемости, социальной адаптации.
Для совершенствования качества организации образовательного процесса в детских домах-интернатах необходимо:
усилить роль ЦКРОиР в организации и сопровождении образовательного процесса в детских домах-интернатах;
проводить системную и целенаправленную методическую работу с учителями, учителями-дефектологами, а также воспитателями детских домов-интернатов;
обеспечивать своевременное направление на переподготовку и повышение квалификации педагогических работников учреждений образования, обеспечивающих образовательный процесс в детских домах-интернатах;
при необходимости разрабатывать индивидуальные учебные планы и индивидуальные учебные программы; обеспечивать гибкий подбор коррекционных занятий в зависимости от нарушений ребенка, сочетая коррекционные занятия из разных учебных планов;
организовывать при необходимости оказание детям логопедической помощи.
Учителя и учителя-дефектологи должны качественно и в полном объеме выполнять должностные обязанности, планировать учебные и коррекционные занятия на основе результатов диагностики, при необходимости разрабатывать индивидуальные учебные программы; проводить коррекционные занятия в соответствии с рекомендованным учебным планом специального образования, вносить предложения администрации детского дома-интерната по оборудованию учебных кабинетов.
Контроль за организацией образовательного процесса в детском доме-интернате осуществляет структурные подразделения городских, районных исполнительных комитетов, на территории которых находится детский дом-интернат.

О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ОБУЧАЮЩИМСЯ
Оказание социально-педагогической поддержки и психологической помощи в соответствии с действующими нормативными правовыми актами предусмотрено для всех участников образовательного процесса.
В 2017/2018 учебном году приняты:
постановление Министерства образования Республики Беларусь от 27 ноября 2017 г. № 146 «Об утверждении Положения о совете учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства образования Республики Беларусь»;
пастанова Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь ад 27 лістапада 2017 г. № 148 «Аб унясенні дапаўнення ў пастанову Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь ад 20 снежня 2011 г. № 283»;
пастанова Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь ад 27 лістапада 2017 г. № 149 «Аб унясенні дапаўнення ў пастанову Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь ад 19 ліпеня 2011 г. № 94».
Помимо разработанных нормативных правовых актов, регламентирующих эту деятельность, Министерством образования в 2017/2018 учебном году разработаны:
методические рекомендации по межведомственному взаимодействию субъектов профилактики в вопросах выявления детей, оказавшихся в неблагополучной ситуации, утвержденные Министром образования Республики Беларусь 14 декабря 2017 г.;
инструктивно-методическое письмо «Об особенностях деятельности учреждений образования по реализации норм Положения о порядке комплексной реабилитации несовершеннолетних, потребление которыми наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, употребление алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива установлены в соответствии с законодательством», утвержденное Министром образования Республики Беларусь 14 декабря 2017 г.;
методические рекомендации по подготовке запрашиваемых судами документов и участию представителей органов опеки и попечительства в судебных спорах, затрагивающих интересы детей, от 23 января 2018 г.;
алгоритм информирования педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних (направлен письмом Министерства образования Республики Беларусь от 7 февраля 2018 г. № 05-07/1121/дс);
комплекс мер по поддержанию дисциплины и правопорядка в учреждениях образования, профилактике противоправного поведения от 27 октября 2017 г.;
алгоритм действий работников учреждений образования, здравоохранения и органов внутренних дел при выявлении несовершеннолетних, склонных к суицидоопасному поведению (направлен письмом Министерства образования Республики Беларусь от 26 декабря 2017 г. № И-10-20/502).
Принятые постановления, методические рекомендации и инструктивно-методические письма регулируют вопросы деятельности учреждений образования по различным направлениям профилактической работы с несовершеннолетними и их законными представителями.
Законодательством предусмотрено проведение в учреждениях образования профилактики противоправного поведения, профилактики семейного неблагополучия, профилактики суицидального поведения, профилактики вредных привычек, профилактики насилия. По указанным направлениям должны проводиться просвещение, диагностика, коррекция, консультирование, методическое сопровождение участников образовательного процесса.
Обращаем внимание, что без правильного и рационального планирования деятельности педагогического коллектива, без учета категории обучающихся и специфики учреждения образования невозможно одновременно качественно и в полном объеме осуществлять профилактические мероприятия по всем направлениям.
Одним из важнейших направлений деятельности учреждений образования является обеспечение своевременного выявления несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении (далее – СОП), оказание им и их законным представителям психологической помощи, социально-педагогической поддержки и иной помощи в рамках индивидуального плана защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении (далее – план). Мероприятия плана должны быть направлены на устранение причин и условий, приведших к признанию несовершеннолетнего, находящимся в СОП, поэтапному изменению ситуации в семье, в том числе в детско-родительских отношениях. Сроки реализации плана определяются исходя из причин и условий признания несовершеннолетнего находящимся в СОП, а также возрастных и психофизических особенностей несовершеннолетних.
С целью повышения качества работы по профилактике семейного неблагополучия, социального сиротства, а также определения порядка действий субъектов профилактики по выявлению детей, находящихся в социально опасном положении, и детей, нуждающихся в государственной защите, механизмов межведомственного взаимодействия в вопросах информирования и организации реабилитационной работы с такими детьми и их семьями необходимо руководствоваться приказом Министра образования от 9 февраля 2018 г. № 94 «О совершенствовании работы органов управления образованием и учреждений образования и признании утратившим силу приказа Министерства образования Республики Беларусь от 8 мая 2007 г. № 270» и методическими рекомендациями по межведомственному взаимодействию субъектов профилактики в вопросах выявления детей, оказавшихся в неблагополучной ситуации, утвержденными 14 декабря 2017 г.
Положением о совете учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 27 ноября 2017 г. № 146, изменен порядок организации работы совета учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, закреплены функции совета учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в вопросах организации деятельности учреждений образования по различным направлениям профилактической работы, а также обязанность учреждения образования направлять законным представителям в трехдневный срок после принятия решения выписку из протокола заседания и право законных представителей обжаловать решение совета профилактики.
Рекомендуем в целях исключения случаев необоснованного признания несовершеннолетних находящимися в СОП обеспечить участие в заседаниях советов учреждений образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних законных представителей несовершеннолетнего. Принимая решение о признании несовершеннолетнего находящимся в СОП, необходимо учитывать наличие совокупности критериев и показателей СОП, мнение законных представителей несовершеннолетнего, а также представителей заинтересованных органов и организаций.
В целях ранней профилактики потребления несовершеннолетними наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива комиссия по делам несовершеннолетних принимает решение о проведении комплексной реабилитации несовершеннолетнего (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27 июня 2017 г. № 487 «Об утверждении Положения о порядке комплексной реабилитации несовершеннолетних, потребление которыми наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, употребление алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива установлены в соответствии с законодательством»).
Субъектами, осуществляющими комплексную реабилитацию в отношении несовершеннолетних, являются детский дом, детская деревня (городок), школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальная общеобразовательная школа-интернат, вспомогательная школа-интернат в отношении несовершеннолетних из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющихся воспитанниками (далее – детское интернатное учреждение).
Детское интернатное учреждение составляет первичную (завершающую) индивидуальную реабилитационную программу после получения предложений от заинтересованных органов, учреждений и организаций; участвует в реализации мероприятий (первичной, основной, завершающей) индивидуальной реабилитационной программы, которая является обязательной для исполнения.
При организации работы по комплексной реабилитации педагогическим работникам учреждений образования необходимо руководствоваться инструктивно-методическим письмом «Об особенностях деятельности учреждений образования по реализации норм Положения о порядке комплексной реабилитации несовершеннолетних, потребление которыми наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, употребление алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива установлены в соответствии с законодательством», утвержденного Министром образования Республики Беларусь 14 декабря 2017 г.
Защита обучающихся от насилия и жестокого обращения является одной из главных задач, стоящих перед учреждениями образования.
В соответствии с компетенцией учреждения образования принимают меры по выявлению и устранению причин насилия в семье и условий, ему способствующих, организуют деятельность по оказанию помощи несовершеннолетним жертвам насилия.
Вопросы предупреждения и профилактики насилия в отношении несовершеннолетних должны находиться на особом контроле руководителя учреждения образования.
Обращаем внимание, что в случае выявления признаков насилия в отношении несовершеннолетних необходимо оперативно информировать правоохранительные органы и руководствоваться в работе приказом Министра образования Республики Беларусь от 15 февраля 2018 г. № 119а «О мерах, направленных на профилактику совершения преступлений в учреждениях образования в отношении обучающихся» и алгоритмом информирования педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних.